T-34-76
Советский средний танк Т-34-76, установленный в качестве памятника в составе мемориального комплекса танкистам-первогвардейцам у деревни Первый Воин Мценского района Орловской области. Данный экспонат собран из частей и деталей нескольких танков. Судя по внешним признакам, данная машина должна представлять собой танк, выпущенный на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ).
Условно комплектация машины ближе всего передает образ танка выпуска осени 1941 года. Бронекорпус танка раннего типа - с ранним люком механика-водителя, выштамповкой на верхней лобовой детали (ВЛД) и двумя боковыми смотровыми приборами. Носовая балка к ВЛД и НЛД бронекорпуса крепится заклёпками. Буксирные рымы уже выполнены в форме крюков – двурогих на ВЛД и однорогих на НКД, они так же крепятся к бронекорпусу заклепками, крепление усилено сваркой. Нижняя кормовая деталь бронекорпуса (НКД) имеет гнутую форму. Верхняя кормовая деталь (ВКД) с люком доступа к КПП прямоугольной формы. Такое сочетание признаков характерно для машин, выпускавшихся на заводе № 183 в Харькове и на СТЗ примерно в третьем квартале 1941 года. Кроме того, такие бронекорпуса могли быть на самых ранних тагильских танках, собранных из задела деталей, эвакуированного из Харькова. Прижимное кольцо шаровой установки курсового пулемета явно более позднего происхождения. Крепление дополнительных топливных баков «на ребро» более характерно для танков сормовского производства. Литая башня, по всей видимости, собрана из нескольких фрагментов. На правом борту отчетливо видны сварочные швы по периметру внушительных размеров заплатки. Левый борт также разделяет сварочный шов. Передняя часть крыши, судя по следам шипового соединения, взята от сварной башни сталинградского производства. Бронировки перископического прицела наводчика такого типа устанавливались на башни-«пирожки» только сормовского производства, либо на башни-«гайки». Лобовой щит бронировки орудия и бронировка противооткатных устройств также характерны для башни-«гайки», судя по их характерной форме. Опорные катки такого типа (с внутренней амортизацией) соответствуют машинам производства СТЗ. С осени 1941 года шли катки без усиливающих колец вокруг отверстий на дисках, а с лета 1942 года пошли в серию усиленные катки – с кольцами. Балансиры опорных катков раннего типа, такие устанавливались на сталинградские танки. Левое ведущее колесо раннего типа. Правое ведущее колесо более позднего типа, такие пошли в производство во второй половине 1942 года. Ленивцы позднего типа, усиленные, больше подходят для танков выпуска с 1943 года. Левая гусеничная цепь составлена из 550-мм траков «сталинградского» типа с «вафельным» рисунком рабочей поверхности. Такие траки были разработаны специально под катки с внутренней амортизацией. Правая гусеничная цепь состоит из набора 500-мм траков с «шевронным» и 500-мм траков с «вафельным» рисунком рабочей поверхности.
|